Без цифровизации сельского хозяйства невозможно представить его развитие. Однако если в повседневной жизни инновационные технологии присутствуют уже повсюду (от проезда в транспорте до посещения различных учреждений), то внедрение «цифры» в агропромышленный комплекс идёт не с такой скоростью, особенно в малых хозяйствах. Причин много: это и нехватка денег, и некое недоверие к прогрессу, и ряд других. Как решаются проблемы в данном контексте и какие меры принимаются властями, главный редактор Национального аграрного агентства Инара Халмеева обсудила с членом Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Владимиром Пушкарёвым.
ROSNG: В фокусе Вашего внимания вопрос цифровизации российского АПК. По каким направлениям сельского хозяйства она сейчас лучше всего развивается и где необходима более активная работа?
Сенатор Владимир Пушкарёв: В Минсельхозе созданы отраслевой комитет «Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы», а также индустриальные центры компетенций (ИЦК) по замещению зарубежных цифровых продуктов и решений. Правительством поддержаны 6 проектов ИЦК в области управления сельхозпроизводством, свинокомплексом, молочным и маслоэкстракционным заводами, жировым комбинатом, элеватором и управления стадом КРС, которые получили грантовую поддержку. Государство также поддерживает создание цифровых платформ для фермеров таких как «Агроцифра», которые помогают в управлении хозяйством, анализе данных и маркетинге. По плану Правительства в этом году в российском АПК в полном объёме должна быть запущена новая отраслевая digital-система комплексов. Это информационный ресурс, который будет опираться на российское ПО.
В Совете Федерации в непрерывном режиме ведётся работа с регионами по получению обратной связи с мест о процессе внедрения новых систем и взаимодействие с Правительством на предмет совершенствования законодательного регулирования этой сферы и доработки механизмов получения поддержки предприятиями АПК. Сейчас, по оценкам экспертов, цифровизация охватывает до трети сельхозпредприятий в России, но уже в ближайшие годы 75-80% фермерских хозяйств перейдут на современные технологии.
- Не выходит ли так, что преимущество получают крупнейшие агрохолдинги, у которых есть средства и связи, а небольшие хозяйства остаются вне цифрового «праздника»? Что предпринимается для реальной массовой доступности технологий?
- Безусловно, приоритет господдержки должен быть в сторону малых форм. В агропроме для них уже действуют комплексные меры, включая доступ к IT-технологиям. Ведётся работа по расширению этого спектра.
Помимо субсидий Минсельхоза на внедрение цифровых технологий, есть ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство», в рамках которого малые предприятия АПК могут получить доступ к современным IT-решениям таким как системы точного земледелия, управление фермами и аналитика данных. Небольшие хозяйства также могут получить льготные кредиты на внедрение IT-технологий через программы такие как «Сельскохозяйственный лизинг» или «Льготное кредитование АПК».
Действенной мерой стали бесплатные курсы и консультации по выбору и внедрению IT-технологий, как пример, проводимые Минсельхозом, региональными центрами, Россельхозбанком, а также другими организациями. В рамках национального проекта «Цифровая экономика» в сельских районах развивается Интернет-инфраструктура, что делает IT-технологии более доступными для малых хозяйств.
Все эти решения направлены на повышение их конкурентоспособности за счёт цифровизации, что способствует увеличению производительности и эффективности сельского хозяйства в целом.
- Даже если появятся субсидии и сети в деревнях, есть ли у нас достаточно специалистов, чтобы управлять сложными цифровыми системами? Как планируется решать кадровый вопрос в регионах?
- Специалистов недостаточно, сегодня об этом говорят открыто. Эта тема поднималась и на состоявшемся в конце января в Совете Федерации круглом столе на тему «Цифровизация сельского хозяйства», и в рамках правительственного часа с вице-премьером Д.Н. Патрушевым. На федеральном уровне прорабатывается вопрос подготовки кадров для АПК и методов закреплению их на сельских территориях.
- Большая часть технологий (или компонентов), которыми оснащены компании, всё-таки импортные (если не Запад, то Китай). Можно ли изменить такое соотношение?
- Президент поставил задачу достижения технологического суверенитета, в том числе, это касается агропромышленного комплекса. В части оснащения отечественными компонентами и технологиями нашего производственного сектора работу ведёт Минпромторг.
Сейчас, в частности, компонентная база используется зарубежная, на что обращено пристальное внимание государства. Эта ситуация также была обозначена в Постановлении Совфеда по правительственному часу с вице-премьером.
- В настоящее время появляется много разных цифровых инициатив. Например, у нас есть давно проработанный проект «Биржа скота» - электронный аукцион, где племенные хозяйства могли бы принимать заявки по продаже поголовья. Это позволило бы тысячам фермеров и хозяйствам в кратчайшие сроки находить оптимальные для себя предложения по конкурентным ценам со всеми необходимыми документами. Кому мы можем предложить такого рода разработку, чтобы реализовать её на федеральном уровне?
- Такого рода согласования необходимо проводить с Минсельхозом. Можно рассмотреть вариант интеграции электронных аукционов с ГИС, в частности, аукцион по скоту с ГИС по племенному животноводству. Однако следует проработать ряд необходимых для такой интеграции условий, в частности, определения уровня доступа и сохранность данных, без чего прямое взаимодействие с государственной системой не представляется возможным.
- Планируется ли разработка новых законов или поправок, которые упростят внедрение цифровых решений в сельское хозяйство? Учитываются ли вопросы кибербезопасности и защиты данных?
- Данной проблематике уделялось много внимания в ходе правительственного часа с вице-премьером Правительства Дмитрием Патрушевым, в части анализа действующего законодательства на предмет предотвращения таких рисков.
Говоря о проектах среднесрочной перспективы, отмечу, что в рамках Стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года предусмотрена реализация Единой цифровой платформы Минсельхоза России. В неё будут последовательно интегрированы государственные информационные системы самого МСХ, Росрыболовства, а в дальнейшем и других ведомств. Также на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер подчеркнул, что внедряемые технологии «одного окна» позволят существенно упростить и унифицировать коммуникацию между фермерами, сельхозпроизводителями и государством.
Таким образом, единая цифровая платформа создаст, в том числе, прямой механизм уведомления региональных органов власти и участников рынка о наступлении различного рода событий, уменьшит поля потенциальной кибератаки за счёт объединения типовых инфраструктурных функций информационных систем.